Родителям о блаженнопочивших детях. СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ГУСАКОВ

Дорогие друзья, братья и сестры!

К великому сожалению за годы своего пастырского служения мне приходилось неоднократно совершать чинопоследование отпевания над почившими младенцами. Всегда ловил себя на мысли о том, как тяжело бывает найти слово утешения для родителей, в семье которых произошла такая невосполнимая утрата. Да и возможно ли это? Убежден, что в сознании большинства наших совестливых соотечественников присутствует убежденность в том, что провожать в вечность собственных детей – это самое тяжелое бремя, которое может пережить человек на земле. Вместе с тем, нередко по причинам от нас независящим – наши ангелы призываются Богом в путь всея земли. Как это можно объяснить? Чаще всего найти исчерпывающий ответ на это вопрос человеку не представляется возможным. Ведь пути Промысла Божьего нам по определению во всей полноте знать не дано. Но в чем мы точно можем быть уверенны, так это в том, что Господь каждому человеку желает спасения. Вот как об этом пишет в своем послании апостол Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 33-36).

Смерть с точки зрения христианского взгляда на данный мировоззренческий феномен – это состояние противоестественное, оно не привносилось Богом в созданный Им совершенный мир. И после грехопадения прародителей и последовавшим подвигом Искупления нашего Спасителя эти врата смерти воспринимаются человеком религиозным как Таинство, раскрывающее для каждого из нас перспективу вечности. Безусловно, смерть любого человека (и почтенного возрастом, и младенца), в сознании живущего воспринимается как скорбное расставание. И, пожалуй, особой тайной для человеческого разумения является смерть малыша. Всегда терзаешься мыслью в поисках ответа: «Почему»?, «За что»? Быть может для личности, не раскрывшей в себе начатки религиозного чувства – найти хоть какое-то объяснение этой тайны – невозможно. Но когда всерьез и трезво начинаешь размышлять над вопросами «смыслов», то понимаешь, что тот великий дар, которым обладаем мы, (имею ввиду дар земной жизни), не является в глазах Божиих абсолютной ценностью. Потому что отведенный временной отрезок жизни человека на земле – это лишь приуготовление каждого из нас к миру несоизмеримо более богатому, разнообразному. И стоит огромных усилий и трудов каждому понести для того, чтобы достичь вожделенного Небесного Отечества. А как же наши почившие детки? Что будет с ними? Ведь они, призванные Господом в младенчестве, не понесли этих трудов. Как их Господь определит? Ответ на эти вопрошания мы получаем из сокровищницы Церковного Писания и Предания, которое воспринимается христианином как Божественное Откровение:
1. Вспомним первых мучеников за Христа – Вифлеемских младенцев. Церковь их (пусть неосознанный) подвиг прославляет особо. Хотелось бы обратить внимание читателя, что эти малыши даже не были омыты водами Крещения, но их Церковь прославила в лике святых!
2. Несомненно, те младенцы, которые не были крещены и в первые годы (или дни) своей земной жизни переступили порог вечности - Богом не забыты, и об этом есть свидетельства многих отцов, прославленных в лике святых. И даже самые строгие высказывания некоторых из них исключают возможность мучения невинных блаженнопочивших чад: Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания».
3. Об умерших во чреве младенцах свидетельствует прп. Ефрем Сирин: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ея сын, и сын узнает, что это его матерь…


Итак, с точки зрения догматической - и крещенные, и некрещеные младенцы не будут причастниками вечных мук. Поэтому хотелось бы сделать главный вывод: усопшие младенцы – это счастливые люди, потому что они Богом определяются в вечности ко благу, а вот наша судьба в пакибытии представляется не столь прозрачно оптимистичной. Сможем ли мы сдать важнейший жизненный экзамен перед страшным и нелицеприятным судиёй? Это большой вопрос!!!


Теперь что касается практической стороны вопроса младенческого погребения:


1. Чинопоследование младенческого отпевания над крещенными чадами совершается особое. В прошениях священнослужителя мы не встретим обращений ко Господу о том, чтобы Он простил грехи малышу. Это связанно с тем, что по общему убеждению младенец не совершает какие-либо неблаговидные поступки по осознанному злому умыслу, а значит, не несет нравственной ответственности. В этой связи и венчик с рукописанием (где есть прошение ко Господу о прощении грехов усопшего), полагаемые на главу и руки взрослого умершего человека, не являются обязательными атрибутами младенческого погребения.
2. Нахождение мамы малыша во время отпевания в период очищения также является дозволительным. Вообще, что касается дней «естественной нечистоты», то подобный период не может быть препятствием для молитвенного делания женщины и не возбраняет ей участвовать в богослужении и частных храмовых молитвах. Только лишь из чувства благоговения женщина в данный период не приступает к участию в Таинствах, и не прикасается к святыням. Обращаться же к Богу с прошениями и в храме, и дома ей вполне допустимо и даже необходимо.
3. В устоявшейся традиции Русской Православной Церкви некрещеные младенцы не сподобляются церковного погребения. То есть над ними не совершается отпевание. Вместе с тем, если подобная скорбь постигла православную семью, то на месте погребения вполне допустимо поставить погребальный крест, как символ веры во Христа родителей чада, важны и частные заупокойные молитвы, чтение Евангелия в память о почившем и творение милостыни. Это возможно и потому, что наверняка мама малыша в период беременности приступала к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, а значит и младенец был к этому Богообщению так или иначе причастен.


В завершении своих размышлений в качестве доброго утешения могу сказать каждому из нас следующее, мы перелистнули эту скорбную страницу в собственной жизни, но мы убеждены в том, что расставание с нашими детьми – это явление временное. Быть может молитвами наших блаженнопочивших чад мы сможем обрести в глазах Божиих прощение своих жизненных падений, неумелых и порой смешных попыток стать хоть чуточку лучше в стремлении быть достойными христианами. По-человечески тяжело бывает это сказать, но свято веря в неизреченный и неизведанный Божественный Промысел, вспоминая и молясь о своем младенчике, с благодарностью произнесу известные слова: Слава Богу за всё!!!

протоиерей Александр Гусаков.
18.07.2015г.
г. Кемерово.





  • Просмотров: 1067

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам