Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных

Согласно православному преданию в Вифлееме и его окрестностях по приказу Ирода было убито 14 тысяч младенцев (в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч). По мнению исследователей, числа невероятно большие и, конечно, не соответствуют действительности. Скорее они - символ жестокости и расправы с ни в чем не повинными людьми. Поэтому за выражением «Избиение младенцев» прочно закрепился переносный смысл: убийство невинных.


Подробно история Вифлеемских младенцев описана в житиях святых у свт. Димитрия Ростовского.
Показать скрытый текст
Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф.2:16). На кого же он разгневался? С одной стороны на волхвов, которые осмеяли его, с другой же — на новорожденного Царя Иудейского. На волхвов он гневался за то, что они не возвратились к нему и не возвестили о Младенце; на Христа же гневался из боязни, как бы Он не отнял у него царство; ибо, не зная, что царство Христово «не от мира сего» (Иоан.18:36), Ирод полагал, что Христос будет владеть земным царством. Что же сделал окаянный Ирод, не будучи в состоянии ни отомстить волхвам, ибо они уже ушли, ни убить Христа, ибо Его нельзя было найти? Он излил свой гнев на неповинных младенцев. Как лютой зверь, когда бывает ранен, часто не смотрит на того, кто его ранил, но бросается прямо на то, что у него перед глазами, и в ярости терзает это, как бы самого виновника своей раны; так и Ирод, мучимый гневом и не находя виновников своего гнева, обратил свою ярость на младенцев, ни в чем неповинных пред ним. Он послал вооруженных, как бы на войну, воинов, чтобы «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, которая, согласно толкованию святого Златоуста и святого Феофилакта, появилась еще до Рождества Христова. Но за сколько именно времени? Если она явилась в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресвятой Богородицы до Рождества Христова прошло девять месяцев. Но волхвы пришли в Иерусалим в самый день Рождества и поклонились Христу в Вифлееме, и иным путем отошли в страну свою: поэтому Ирод не тотчас же узнал, что осмеян ими, но полагал сначала, что они, не нашедши искомого младенца и устыдившись своей ошибки, не посмели явиться к нему и тайно, со стыдом, вернулись к себе. Затем, спустя сорок дней, совершилось во храме Соломоновом славное событие: старец Симеон и Анна пророчица встретили здесь Божественного Младенца, принесенного Богоматерью в день очищения, и засвидетельствовали о Христе и много явно благовествовали о Нем народу. Слух обо всем, что произошло во храме во время Сретения Господня распространился по всему Иерусалиму и достиг до царя. Тогда Ирод понял, что это и есть воистину искомый Младенец и что справедливо было сказанное волхвами о новорожденном Царе, Которого они нашли в Вифлееме, но не возвратились к Ироду, презрев его власть. Беззаконный Ирод разъярился необычайно. Он тотчас же стал пытаться найти Младенца с помощью коварства и тайных ухищрений, но не мог, ибо Иосиф бежал с Ним в Египет тотчас же после бывшего ему видения. Старания Ирода найти Христа продолжались в течение года. После этого ему по какой-то причине понадобилось отправиться в Рим к Кесарю, и Ирод был в великом смущении, что еще не нашел искомого Младенца, ибо боялся, как бы в его отсутствия не нашелся и не прославился в народе новый царь, и не отнял бы у него Иудейское царство. Поэтому он тотчас же решил в уме своем избить всех детей Вифлеемских, чтобы погубить, таким образом, вместе с ними и родившегося Царя. И совершилось это беззаконное детоубийство в первый год по Рождестве Христовом, 29 декабря; в этот день и принято Церковью праздновать память избиенных младенцев. От времени же появления звезды прошло тогда один год и девять месяцев. А то, что Ирод избил младенцев от двух лет и ниже, это он сделал из боязни и для большей безопасности. Так святой Златоуст говорит: «Не дивись, что Ирод повелел избивать младенцев от двух лет и ниже: ярость и боязнь сошлись в мучителе; поэтому Ирод стал весьма осторожен, и от великой боязни обрёк на убиения и более старший возраст». Согласно с этим, говорит и Евфимий: «Ирод полагал, что звезда не тотчас же появилась волхвам, но что младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».
    Побивались младенцы различно: одних убивали мечом, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15; Мф. 2:18).
    Рамой назывался город, стоявший на холме, в пределах колена Вениаминова. Рахилью же некоторые именовали Вифлеем, ибо в нем была погребена Рахиль, супруга патриарха Иакова, мать Вениамина. От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.
   Видя это, матери спрашивали убийц:
   — За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?
    И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:
    — Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое-либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!
    Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:
    — О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?
   Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так: Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе .волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:
    — Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.
    Вскоре по избиении святых младенцев, число коих было четырнадцать тысяч, казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода. Жесток был конец его жизни, как повествует о том святой Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов, лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух.
Избиение младенцев Вифлемских Иродом с тех времен и поныне многих потрясает. Многие рассуждали о нем, пытаясь найти главного виновника невинно пролитой крови.

Чем же виноваты убитые дети, и как же праведный Бог позволил Ироду это совершить? Если Ирод был обманут волхвами, почему он выместил свой гнев на младенцах? Разве младенцы надоумили волхвов возвратиться иным путем в страны свои?
Несомненно, Ирод решился на это злодейство не потому, что считал вифлеемских младенцев виновными в том, что волхвы обманули его, но потому, что был одержим демоном властолюбия и зависти, а вернее – из страха, как бы «рождейся Царь» (Мф. 2: 2) не отнял у него престол.
Эти дети пострадали воистину за Христа!

Почему Бог допустил, чтобы Ирод совершил такое злодейство?
Дабы получить исчерпывающий ответ и на этот вопрос, необходимо сначала объяснить некоторые понятия.
Прежде всего, если бы предназначение человека ограничивалось его земной жизнью и, следовательно, завершалось его смертью, то есть если бы за свои добрые и дурные поступки люди получали воздаяние только здесь, на земле, тогда бы всякий страдающий за правду, всякий невинно осужденный, всякий незаслуженно терпящий скорби был бы вправе считать себя обездоленным и обиженным и имел бы основания сказать: «Где справедливость? И как Бог допускает, чтобы я страдал в то самое время, когда люди порочные благоденствуют?» Так и рассуждали язычники, не имеющие ни веры в вечную жизнь, ни понятия о воскресении; так рассуждают и сегодня все те, кому незнакома сущность христианства.

Господь Иисус Христос говорил и учил о бессмертии души в предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о воздаянии в будущей жизни за все содеянное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед судом Божиим. Христос наглядным примером, то есть Своими страданием, смертью и воскресением, показал людям, что и они воскреснут.
Ведь если здесь мы претерпеваем незаслуженные страдания и несчастья, это значит, что они ниспосланы нам свыше ради испытания нашей веры (тому пример – многострадальный Иов), и переносимыми без ропота скорбями мы либо искупаем наши грехи, либо, если грехов не имеем, добываем себе в награду блистающие венцы.

Разве были у младенцев грехи, которые требовалось бы смывать их кровью?
Дети, без сомнения, не могли страдать за некие свои «личные» грехи, однако они не были исключены из той общей греховности, которую, вероятно, и имел в виду Иов, говоря: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов 14: 4–5).

Тайна вифлеемских младенцев получает свою разгадку и свой смысл единственно в этом свете. Именно в таком аспекте можно смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потеряли, слишком рано уйдя из своей земной жизни. Но всего лишился в вечности их палач – злочестивый Ирод, коего праведный суд Божий вскоре настиг, так что он завершил свою жизнь куда более тяжелой и позорной смертью, нежели погубленные им младенцы.

«Ты говоришь, – пишет святой Иоанн Златоуст, – что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, – говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, – они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: “Да распят будет… Кровь Его на нас, и на чадех наших” [Мф. 27: 22, 25].

("Вифлеемские младенцы: причины их гибели." Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич) Перевела с сербскогов переводе с сербского Александры Копаневой)

Боль родителей младенцев Вифлеемских отзывается в наших сердцах скорбью по нашим усопшим деткам. Как помянуть наших кровиночек? По возможности, сходить в храм, отслужить панихиду, сходить на родную могилку. Если нет возможности помолиться в храме, можно помянуть деток в домашней молитве, прочитать канон Вифлеемским младенцам и чин Литии. Накрыть поминальный стол или угостить домашней выпечкой ребятишек. Оказать милосердие к деткам, нуждающимся в помощи. Все это, сделанное с любовью в память об усопших детях, будет принято Богом. Ведь только через Него мы имеем возможность общения с нашими ангелами, пребывающими на небесах.

Вы можете помянуть вместе с нами своего ребенка и всех усопших детей прочитав молитву:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего /рабу твою/, чадо мое (имя), и сотвори ему /ей / вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи.
Царство Небесное вечный покой подай Господи всем зде ныне поминаемым усопшим чадам и сотвори им вечную память.

В комментариях вы можете написать имя своего ребенка, для общего поминовения. Это домашняя молитва, поэтому поминать можно всех детей, независимо от того, крещеные они были или некрещеные (даже если ребенку не было дано имя, можно поминать его просто как младенца). Дети до 7 лет поминаются как младенцы.




  • Просмотров: 774

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам