Церковное поминовение

Церковью установлены особые дни поминовения усопших.

Как правило это 3, 9 и 40 день, годовщина смерти, годовщина земного рождения, дни именин. Отдельно в Церкви совершаются заупокойные поминальные службы - Родительские Субботы, Радоница. На вопрос - почему совершается поминовение в 3, 9 и 40 день находим следующий ответ:
"А третины совершаем потому, что в третий день человек изменяется по виду; девятины – потому что на девятый день распадается все телесное здание и сохраняется лишь сердце; сороковины же – потому что и само сердце тогда погибает. Ведь так и рождение происходит: на третий день сердце образуется, на девятый – сгущается зародыш в плоть, на сороковой – в окончательном своем виде как человек запечатлевается". (Синаксарь в субботу мясопустную)

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются на проскомидию, на обедню и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Кровию Твоею Честною». Это же поминовение в течение 40 дней подряд называется сорокоустом. Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о конкретном человеке.

Обедня - простонародное название Божественной Литургии. Записки, поданные "на обедню", поминаются в определенный момент службы перед Святым Престолом.

В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды.

Панихида - заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, овощи, фрукты – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу. Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи.

Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.

Панихиды о младенцах.
Младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но, при необходимости, священник может отслужить отдельную панихиду о младенцах по особому чину. В день поминовения родители могут обратиться к нему с просьбой об этом. Однако если младенец умер некрещеным, отслужить такую панихиду священник вправе отказать. В этом случае родители могут совершить поминовение в домашней молитве.

Не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего следует почтить чтением дома чина Литии.

Молитва об упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное". Или «Царство Небесное, вечный покой подай Господи младенцу (имя)». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Евангелия, Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

Все вопросы, связанные с церковным поминовением можно обсудить в нашем форуме. (обсуждение возможно после прохождения простой регистрации)

Зачем поминать усопших
100 вопросов и ответов о поминовении усопших
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ! Александр Ткаченко
Поминовение. Ануфриева С.О.



Комментарии (2) / Добавить

14.12.2016, 12:04
Анна
Здравствуйте, подскажите пожалуста почему в молитве церковь предлагает просить: "«Царство Небесное, вечный покой подай Господи младенцу (имя)». Разве это уже не дано младенцу по обетованию Бога? И не об это ли говорит Церковь убитой горем матере во время отпевания? Если это всё уже дарованно, зачем снова об этом просить? Очень прошу ответить, для меня это важно. Я не могу найти утешение в церковной молитве. То что я знаю- лития состоящая из молитв читаемых на отпевании. Вместо надежды и утешения, вновь возвращает меня в тот день, когда в храме стоит гробик с телом сына. Очень прошу простить меня, от боли сложно формулировать мысли. Возможно я задаю "неудобные вопросы"
14.12.2016, 19:15
прот. Александр Гусаков
Добрый день, Анна!
Хотел бы обратить Ваше внимание на чинопоследование младенческого отпевания. Оно отличается от обычного чина тем, что в нем мы не находим прошений ко Господу о том, чтобы Он простил личные грехи младенцев, потому что понимаем, что чада едва ли могли сознательно совершать грех. Именно поэтому в богослужении юные христиане называются блаженно-почившими. Безусловно, мы верим в то, что Господь детей принимает в свои небесные чертоги.
Зачем тогда просим упокоить и сподобить их вечных благ?
Отвечая на этот недоуменный вопрос можно рассмотреть это вопрошание еще более глубже - а зачем вообще человеку нужно молиться, если Господь и прежде нашего обращения к Нему знает, что нам благопотребно? Молиться нужно потому, что сама душа человеческая начинает изменяться и устремляться к Богу во время нашего диалога с Творцом. Также и в молитве заупокойной, когда мы просим Господа упокоить наших усопших чад, мы укрепляем нашу веру в то, что теперь наши дети живут в вечности, мы с ними расстались только на время. В этой молитве мы выражаем твердую надежду на наше блаженное упокоение с ними тогда, когда Господь призовет Своим Промыслом и нас. Таким образом, подобные прошения есть твердая надежда и выражение веры в то, о чем свидетельствует Церковь.
Если перефразировать эти просьбы к Богу простым языком, то можно интерпретировать их так: «Господи, прими нашего младенца, пусть Он будет с Тобой в селениях праведных, мы верим, что Ты его любишь не меньше, чем мы (родители), верим, что мы Твоей заботой и любовью в вечности будем вместе с нашим чадом. Помоги, Господи, нам всем осуществить это наше общее главное предназначение».
Помощи Божией желаю Вам! Спаси и сохрани Вас Бог!

С уважением, протоиерей Александр Гусаков.

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам