Христианская психология


Время скорби и страдания.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Бывает человеку очень трудно. Бывает трудно так, что ему кажется, что у него больше нет сил, что он оказался в тупике, что нет выхода. Ему кажется, что больше никто ему на помощь не прийдет и Господь ему уже не поможет. В такие моменты, как к блаженному Иову, приходят друзья, помощники, утешители и говорят ему ты должен верить, ты должен молиться, ты должен просить. Так говорят и психологи: "Нельзя оставаться в таком состоянии надо искать ресурсы - внешние, внутренние".

А внутренние ресурсы - это наша бессмертная душа, это радость, это сила, это любовь, это вера. Вера в помощь Божью, вера в силу Божью, вера в то, что по молитве Господь дает иногда нуждающимся сверх всякого ожидания и тогда, быть может, человек обретает свет в конце тоннеля. Человек обретает твердое упование на то, что в любой ситуации он справиться, что он из любой ситуации найдет выход и что он в самом безвыходном положении найдёт силу, чтобы это положение изменить к лучшему. Но в жизни бывает так, что этого не происходит. И это не означает что плохо искал, и это не означает, что Господь к нему суров, что он вступил в "черную" полосу своей жизни. Это означает только одно, что мы живем в несовершенном мире, что мы имеем в себе много изъянов. Изъянов необратимых, что наша падшая природа терпит бедствие и будет терпеть бедствие.

Есть такие ситуации которые нужно прожить и нужно прожить до конца - страдание претерпеть до конца. И тот кто до конца претерпит, тот потом приобретает новый опыт, что-то значимое для себя. Есть надежда и вера в то, что найдется новый ресурс. Есть надежда и вера, что внутри себя мы сможем обрести силу и свет - и это верно. Но также верно и то, что есть в нашей жизни место скорби и плачу. Так вот, иногда нужно выплакать все, иногда нужно пережить отсутствие сил и света и энергии. Пережить - это означает с полным отчетливым ощущением беспомощности своей собственной - прожить, устоять.

Иногда нужно прожить свое состояние беспомощности, прочувствовать его до конца, ощутить не только потому что такой опыт полезен, а может быть потому, что это и есть та самая заветная глубина души. Слишком часто мы боимся страдать и боимся боли и скорее ищем таблетку или лекарство от нее. Мы избегаем этой глубины, этой боли и кручины, но она иногда бывает необходима нам для духовного роста. Она бывает необходима нам для того чтобы лучше узнать себя. Нельзя сказать человеку: "Плач, скорби" - это слишком жестко. Но можно сказать себе: "Плач, дорогой, и скорби, неси свою тяготу сколько можешь. Может в ней не будет никакой пользы, но это твой путь, это твоя скорбь, это твоя тягота, это твоя боль. Плач и скорби. И напиши в своем сердце эту песню, эту поэму, эти слова человеческой глубинной, подлинной скорби, которая соответствует человеческой природе и время ее пройдет.


Кому нужны страдания?
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
"Кому нужны страдания? Кому нужны мои страдания? Кому нужны наши страдания?"

Вопрос простой и немного наивный, на который так же наивно хочется ответить: "Никому не нужны ваши страдания". И это правда, потому что Бог христианский не нуждается ни в какой пище. Он не молок, который пожирает жертвы, который пожирает чьи-то жизни, души, страдания, эмоции. Вообще-то говоря, Богу от нас не нужно ничего. Это может быть звучит удивительно, но это правда. Он не нуждается в нас. Он сотворил нас не потому что Он нуждается, а потому что Он избыточествует. Он, Бог, в избытке любви дал бытие человеку. Человек - это избыток Божьей любви. И никакие страдания здесь не имеют места. Бог создал человека для любви, в любви, для блаженства, для общения. В замысле Божьем никаких страданий не было, и не могло быть. Страдания появились тогда, когда появился грех.

Эти страдания, в каком-то смысле, можно сказать выбор человека, потому что человек избрал иной путь, не блаженный путь - это был выбор. Мы можем спорить о том, был ли он осознанным или не осознанным, но это был выбор. Страдания не были созданы для человека, их не было в замысле, но путь, которым идет человек, он идет через те же самые вехи через: свободу - выбор - ошибку - грех - наказание - страдание. Вновь и вновь мы совершаем тот же самый выбор. Мы как бы соглашаемся платить за свою свободу, свой выбор - страданиями. Мы совершаем много поступков, которые противоречат нашей природе духовной и телесной. И тогда, на вопрос "кому нужны страдания" ответ напрашивается сам собой, оказывается страдания нужны нам.

Но одно было бы грехом - утверждать, что сама жизнь человеческая соткана из страданий. Это неправда. Жизнь человеческая соткана из созидания, она создана из природы блаженной. И когда человек живет в любви, в согласии с природой, с уважением к своей собственной природе, к своему достоинству он не к страданиям идет, а он идет в Богу. Он их не выбирает, они его не догоняют. Они не являются ценой, платой. Это следствие ошибки. Это не в природе вещей. И тогда, если ты свободен - выбери жизнь не направленную на страдания.


Быть живым.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Нам дана жизнь. Мы живем. Но что это значит? Наша жизнь - это случайность или это преднамеренность, и этом есть какой-то замысел?

Жизнь человеку может нравиться или не нравиться - и место, и время действия, и отношения в которых он оказался могут человеку не понравиться. Люди не хотят принимать жизни, в которой они оказались, так иногда происходит. Если человек двигается в поисках смысла, то он приходит к тому, что свою жизнь принимает в целостности. И вот когда ему открывается такая возможность, принять ее всю: со всеми ее сложностями, задачами, ошибками, грехами, с покаянием, с радостями и горестями, тогда у человека возникает такое глубинное, сильное, мощное чувство, которое можно назвать - БЫТЬ.

Быть здесь и сейчас. Быть в прошлом и одновременно в будущем, и все это соединить в настоящем.
Быть - это значит осмыслить.
Быть- это значит принять.
БЫТЬ - это больше, чем ЖИТЬ.

Быть - это значит принимать высокое и низкое, священное и профанное, принимать каждого человека, с кем довелось познакомиться, близкого, дальнего, случайного, отказаться от сказок и мифов, быть реалистом, не додумывая и не придумывая к реальности того, что хотелось бы в реальности иметь или видеть.

Быть - это мудрость. Наверное, это не дано юноше. Вот, поэтому я желаю всем долгой жизни, потому что каждый человек удостоен быть мудрецом в своем зрелом возрасте. Доживите до зрелости. Доживите до мудрости. Доживите до бытия. Получите это бытие. Поблагодарите Создателя и родителей. И возьмите свое бытие целиком и вы будите богаты.


Быть и иметь.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Довольно часто возникает вопрос о смыслах.
Смысл - он в иной плоскости. Смысл оказывается не в том, что мы имеем, а в том, что мы есть. Смысл в бытии, а не в имении. Быть - это означает быть прежде всего собою. Быть собою - это знать кто Я есть. Но я не всегда могу ответить на вопрос: "кто я". Если я знаю этот ответ - "кто Я", то с этого начинается мое бытие. Я есть! Что это значит? ...

Человек без смысла жить не может. И смысл человека не какой-то особенный, а он в этом бытии и есть. Для человека есть два пути: быть или иметь. Иметь - это означает быть, потому что имею. Я человек богатый, потому что у меня есть богатства. И значит если у меня есть богатства - значит я человек. А другой, даже бедный, он убежден, что он есть, даже без богатства. Для одного жизнь - это бытие, для другого жизнь - это имение. В чем разница? Разница в том, что бытие начинается внутри. Бытие это личность, бытие - это тот кто живет, и тогда все, что он имеет прикладывается к его жизни, к его бытию. Богатства этого человека есть продолжение его бытия, они есть следствия его бытия. А тот кто живет потому что имеет, он все время зависит от этих вещей... А если у него все это отнять. Что останется?..
Быть - это не означает не иметь. Быть - это означает иметь смысл себя и смысл своей жизни. И тогда весь мир вокруг меня есть только продолжение меня, есть тот свет, который дан Богом, есть исполнение того призвания, которое я ощущаю в себе и слышу голосом Бога в себе. Быть - это означает тот замысел, который был у Бога творившего меня. Исполнить замысел, совершить замысел - вот что значит быть.


Духовный рост.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Самый первый заданный вопрос, как я думаю, который относится к сфере духовности - это вопрос о смысле. О смысле жизни, о смысле того что я делаю, о смысле того как я живу. Вот эти вопросы самые важные. Ведь как только человек задается вопросом: "А зачем я живу?" "Зачем я встаю рано утром?" "Зачем я иду учиться или иду на работу?" или "Почему я не хожу на работу?"... он уже вступает на территорию духовной жизни. Он вступает на путь духовного роста... Этот ответ не лежит где-то готовый, не ждет как некий документ. Он добывается, он созидается, он строится. Этот ответ никто готовым человеку не подарит, потому что, мой смысл жизни - ОН МОЙ. Он мой ответ, он мой смысл, даже если он совпадает с ответом миллионов других людей.
И задача каждого человека - найти свой смысл жизни...


Когда болеет близкий.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Что происходит в семье, когда в ней появляются тяжело больные или умирающие люди? Что происходит с теми кто ухаживает, и что может психология, в частности, христианская психология, посоветовать с тем, чтобы облегчить и участь самого больного и тех кто за ним ухаживает?..

Самая главная проблема заключается в том, что в какой-то момент возникает отчуждение, особенно когда идет речь о больном, который не может общаться, адекватно отвечать на вопросы, находится большую часть времени в забытьи, в коме или психически болен, так что не может адекватно общаться. И тогда у нас может возникать ощущение, что это уже не человек. Вот это самое тяжелое духовное последствие такого отчуждения, когда мы перестаем ощущать больного таким же человеком, как другого члена нашешей семьи... и главная задача, несмотря на все трудности, увидеть в больном человеке личность, образ и подобие Божье, продолжать относится к нему также, как мы относимся ко всем другим членам семьи. Это трудно... Важно понять, что тяжело-больной человек функционально совершенно другой член семьи нежели все оставшиеся. Он не может принимать участия во всех делах семьи, он не может помогать, он не может разделять полностью ответственность, тяжесть эмоций, более того он еще требует по отношению к себе дополнительных затрат наших эмоций и дополнительных затрат нашего времени, т. е. он становится таким членом семьи, который больше берет, больше получает - меньше дает. Тут есть одна серьезная вещь, о которой психологи часто говорят - баланс брать и давать. Он не всегда состоит из видимых дел. Он нередко состоит из невидимых соотношений того кто берет и того кто дает... Уход за больным человеком есть подвиг... и для каждого кто ухаживает за больным человеком - это время искушения, время проверки. Но не все ее могут выдержать, потому что это действительно испытание тяжкое и не для всех подходящее...


О молитве: традиции и обряды - суть и форма.
Видео лекция ректора Института Христианской психологии протоиерея А.В. Лоргуса
Показать скрытый текст
Мы говорим Церковь и всегда подразумеваем под этим определенные значения. Cегодня мне кажется важным рассмотреть одно из значений, а именно, традиции и обряды, потому что, во-первых, я боюсь, что обряды оказались важнее веры, а во-вторых, потому что мало кто их понимает и знает.

Важно понять, что правила, каноны, обряды, ритуалы, традиции, которые дает Церковь (в древнем смысле слово правило означает некий порядок) - это форма, которая появилась благодаря очень интенсивной, организованной духовной жизни. Это плод, это результат, духовно продуманный, многими поколениями наших предшественников христиан. Его удобно использовать. Не хотите - не используйте. Вы можете придумать свой порядок.

Порядок - это не ключ к Царским вратам. Он не дает вам гарантию, что если вы правильно, по порядку, прочитаете все молитвы, как определенный ключ, то вы попадаете прямо на беседу к Господу. Это порядок, который обусловлен устройством души человека, его сознанием, его пониманием.

Сутью каждого обращения к Господу есть общение с ним. Общение - беседа ума с Богом, поэтому только такое настоящее мерило может быть в любом церковном обряде. Любой церковный обряд - это способ наилучшего устроения души для беседы с Богом, здесь и сейчас, настройка, как бы некое упражнение, для того чтобы быстрее приготовить себя для общения с Богом. Вот этим критерием, этим мерилом определяются церковные правила, каноны и обряды.





Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам